Немецкие исследователи выяснили, как в Баварии впервые появилось светлое пиво

Опубликованные в статье FEMS Yeast Research результаты исследования исторических записей и филогеномических исследований позволяют предположить возможную историю происхождения пива сортов лагер. Согласно исследованию, местом возникновения лагера является королевская пивоварня (Hofbräuhaus) Максимилиана Великого, избранного курфюрста Баварии, в Мюнхене в 1602 году. Для установления этого факта использовались как исторические записи, так и современные исследования филогеномики.

Октоберфест

Хотя пиво известно с древних времен, основным его видом до начала XX века был эль. Сейчас лагер составляет примерно 90% потребляемого пива. Переход к дрожжевому пиву начался, когда в Германии появился новый вид дрожжей — Saccharomyces pastorianus, или «лагерные дрожжи», в конце средневековья. Этот гибридный вид возник от скрещивания дрожжей верхнего брожения Saccharomyces cerevisiae и холодостойких Saccharomyces eubayanus в начале XVII века. Однако до сих пор неизвестно, как произошло образование комбинации лагерных дрожжей S. pastorianus.

Ранее считалось, что гибрид возник, когда традиционное брожение эля S. cerevisiae было заражено дикими дрожжами, включая S. eubayanus. Однако исследователи пришли к выводу, что это сомнительно. С помощью детального анализа исторических записей о производстве пива в Центральной Европе они обнаружили, что «лагерное» нижнее брожение происходило в Баварии по крайней мере за двести лет до этого.

Таким образом, исследователи выдвинули альтернативную гипотезу, что именно S. cerevisiae заразила партию пива, сваренного S. eubayanus, а не наоборот. В ходе расследования они установили, что источником заражения S. cerevisiae является пшеничная пивоварня в небольшом баварском городке Шварцах.

Пиво — один из самых древних и ценных товаров, которому всегда уделялось особое внимание и забота. В Баварии в XVI веке был принят Закон о чистоте пива, известный как «reinheitsgebot», который разрешал использование только низового брожения и варку пива в стиле «лагер». Однако, в соседней Богемии варили исключительное пшеничное пиво, которое готовилось с использованием S. cerevisiae и в огромных количествах привозилось в Баварию. Чтобы снизить экономический ущерб от этого импорта, правитель Баварии дал барону Гансу VI фон Дегенбергу особое разрешение на производство и продажу пшеничного пива в районах приграничной зоны с Богемией.

Когда внук Ганса фон Дегенберга оказался неспособен произвести на свет наследника, род прервался. В 1602 году новый правитель Баварии, Максимилиан Великий, использовал свою власть и приобрел пивоварни фон Дегенбергов в Шварцахе. В октябре того же года дрожжи из пивоварни были доставлены в придворную пивоварню герцога в Мюнхене, где, как предполагают исследователи, произошла знаменитая гибридизация, благодаря которой появился штамм S. pastorianus. С тех пор, как показали исследования, этот штамм распространился по всей Европе и стал прародителем  современных пивоваренных дрожжей.

Результаты исследования исторических записей и опубликованных данных филогеномики позволяют предположить, что доминирование штамма дрожжей лагерного типа S. pastorianus развивалось в несколько этапов. На первом этапе штамм S. cerevisiae был привезен из Богемии в Мюнхен, на втором этапе истории пивоварения в Мюнхене, происходившем в 1602 году, были использованы дрожжи S. cerevisiae, которые соединились с S. eubayanus, уже имевшим отношение к созданию мюнхенского пива. В результате этого сочетания появился новый вид дрожжей – S. pastorianus. Этот штамм распространился сначала в пивоварнях Мюнхена, а затем по всей Европе и миру. Так, успешное комбинация дрожжей S. pastorianus и передовых технологий пивоварения в Мюнхене, плюс охота местных пивоваров делиться своими знаниями и дрожжами, поспособствовали превосходству этого штамма.

«Мы можем заметить иронию в том, что неспособность Ганса VIII фон Дегенберга иметь наследника привела к событиям, давшим новый род дрожжей лагерного типа», — подмечает Матиас Хутцлер, один из главных авторов статьи. — «Одна линия вымерла, но возникала другая. И, хотя наследника рода не случилось, сам род оставил нам невероятное наследие!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *